Понедельник, 24.09.2018, 12:43
Приветствую Вас, Гость


 

  1. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА.


"Коррекционно-оздоровительная работа в МБДОУ, используемая при организации двигательной активности дошкольников с целью профилактики плоскостопия и коррекции осанки у детей, имеющих отклонения в физическом развитии".

Педагогический опыт инструктора физкультуры Крестьяниковой Л.А. МБДОУ "Детский сад села Мошок"

2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА.


Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения гармонируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре проводим и оздоровительно-профилактические.
Большое внимание с раннего возраста уделяем формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств, а также привитию культурно-гигиенических навыков, и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и
составляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела наблюдается у
20% детей, физиологическая незрелость - у 60, более чем у 70% детей
имеются функциональные отклонения, у 50 - хронические заболевания.
Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения.                  
Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара (данные А.А. Очерет).

Стабилизация стопы и коррекция осанки у детей - одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Актуальность проблемы, её неизученность, подтолкнули меня к комплексной работе по профилактике плоскостопия у детей.
Коррекционно-оздоровительная работа дошкольных педагогов (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы дыхательных упражнений) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.


3. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.


Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социальных факторов.
На формирование осанки и изменение свода стопы негативно влияют следующие факторы:

  1. несовершенство мебели (несоответствие её росту детей), что влияет на
    искривление позвоночника;
  2. нерациональная обувь,  которую  носят наши дети  (без  каблуков,  без
    супинаторов, воздухонепроницаемая). К сожалению, родители на этот факт
    мало обращают внимания;
  3. низкая физическая активность.

Во всех образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей, в объеме не менее 1-2 часов, в неделю - 5-6 часов.
Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:
- физкультурные занятия;

  1. утренняя гимнастика;
  2. музыкальные занятия;
  3. физкультурные минутки;
  4. подвижные игры на прогулке;
  5. физические упражнения на прогулке и после дневного сна;
  6. самостоятельная двигательная активность;
  7. индивидуальная работа.

Совместно с воспитателями разработали и выполняем графики двигательной активности детей в каждой возрастной группе.
Мною накапливаются разработки, которые использую в работе с детьми, также использую их в индивидуальных беседах с родителями, на консультациях для воспитателей.


   4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.


В своей работе использую следующую литературу:
За основу взята "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - журнал "Дошкольное воспитание", №8, 2005г; №6, 2005г; №11, 2005г; №4, 2002г; №2, 2004г.;
"Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение", автор И.Н. Лосева;
"Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ", автор     Кузнецова;
"Занимательная физкультура в детском саду", автор К.К. Утробина;
"Занятия физической культурой в ДОУ", авторы Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова;
Элементы программы "Здоровье"     Алямовской,- журнал "Обруч".

5.  Новизна опыта.

Новизна опыта заключается:
- в определении целей и результатов;
- в определении актуальной проблемы, стоящей перед ребенком.

 в нахождении, использовании и создании условий, являющихся средством

  1. достижения целей (методика и содержание работы с детьми, воспитателями,
    родителями, различные материалы и пособия);
  2. в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Исходя из результатов диагностики, появилась необходимость найти, отобрать материал по коррекции, который был бы доступен для детей разного возраста и мог использоваться педагогическими работниками и родителями. Этот материал изменялся, дополнялся, становился более доступным для использования, сохраняя своё конечное предназначение.
В дальнейшем, работа по реализации целей данного опыта строится так:
- совместно с воспитателями стараемся уделять внимание каждому ребенку,
создавая у него бодрое,  жизнерадостное  настроение,  вызываем  желание
заниматься  интересной,  полезной деятельностью,  обеспечивая для  этого
условия;
дифференцированно     подходим     к     нагрузке     детей     физическими упражнениями, к выбору способов оздоровительной работы;

  1. развиваем  заинтересованность  ребенка  в  своем  физическом  развитии,
    здоровом образе жизни;
  2. вместе с этим преобразовывается развивающая среда окружения, создаем
    различное   нестандартное   оборудование,   с   помощью   которого   ребенок
    сможет заниматься самостоятельно, решать свои проблемы, связанные с
    физическим развитием.

6. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.


Сформированность у дошкольников осознанной потребности в укреплении своего здоровья, в поддержании бодрого жизнерадостного настроения, понимания значимости занятий ЛФК, которые способствуют профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Во всех группах детского сада работу по развитию физических качеств дошкольников проводим согласно программе "Воспитание и обучение в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой и
результатов диагностики.  При  этом  учитываем  моторную  плотность  на
занятиях, дифференцированно подходим к нагрузке для каждого ребенка, подбираем варианты игр и упражнений, некоторые из которых проводим нетрадиционно, включая элементы музыкально-ритмических движений, включая игровой и тематический материал; рационально используем пространство, используем спортивное, в том числе нетрадиционное оборудование. С детьми, имеющими отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, проводим специальную коррекционную гимнастику.


7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ:


-  между необходимостью физического развития личности и социумом, где
физическое воспитание малоценно;
-   между   возрастными   возможностями   дошкольников   и   материальными
возможностями социума;

  1. между пониманием воспитателем значимости двигательной активности и
    желанием ребенка в постоянном движении;
  2. между желанием педагога и ребенка приобщаться к полному физическому
    развитию и недостатком времени.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ:


Плоскостопие и искривление осанки болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью.
Передо мной возникла задача сделать научную информацию из специальной литературы доступной для детей и их родителей.
На основе этого разработала план мероприятий, который стал основой программы оздоровления дошкольников "Забочусь о своем здоровье".
Она включила в себя следующие разделы:

  1. организация двигательной активности;
  2. лечебно-профилактическая работа;
  3. закаливание детей;

Выполнение этой программы достигается за счет разнообразных методов
и приемов.

 

8. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Цель: Использование в педагогическом процессе по развитию физических качеств методик, способствующих профилактике плоскостопия и коррекции осанки.
Основной формой реализации педагогического опыта являются специально организованные занятия, состоящие из общеукрепляющих упражнений и служащих фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы и осанки. Для таких занятий подбирается и специальное оборудование.   ' *
Так как формирование свода стопы начинается у детей с 4-х лет, работу по профилактике плоскостопия нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием - с рождения. В связи с этим проводятся беседы, консультации с родителями, анкетирование. Материалы этих исследований легли в основу при составлении комплексов упражнений, занятий.


ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Физинструктор

Дети

Родители

 

 

  

- типовые занятия

- общение друг с другом

- питание

-ЛФК

- занятия, связанные с

- соблюдение

- подвижные игры

другими видами

санитарно-

-труд

деятельности

гигиенических норм

- консультации

- самоконтроль

- создание условий для

- беседы

- самостоятельная

самостоятельной

- анкетирование

активная деятельность

активной деятельности

- специальное

- двигательная

 

оборудование

активность

 

- диагностика

 

 

9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.


Результаты работы по развитию движений, коррекции осанки, дают возможность сделать следующий вывод: число больных плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата будет меньше при выполнении ряда условий:
-  при правильно организованной двигательной активности в течение дня,
недели;
-    при    выполнении    детьми,    родителями,    воспитателями    социально-
педагогических и медицинских требований,  связанных с  профилактикой
данных заболеваний;

  1. при разработке и выполнении комплекса специальных упражнений для стоп и осанки как в саду, так и дома;
  2. при условии знания педагогами, медицинскими работниками, родителями
    диагностических тл профилактических методик и технологий, связанных с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Результативность по:
- отношению к группам здоровья:

 

1 гр. здоровья

2 гр. здоровья

3 гр. здоровья

2004 г.

16 чел. 25%

41 чел. 64%

7 чел. 11%

2005 г.

14 чел. 20%

52 чел. 73%

5 чел. 7%

- по количеству детей, имеющих отклонение в физическом развитии:

  1. г.- 15 чел.
  2. г. - 11 чел.
  1. диагностика детей  показала,  что  87%  детей  имеют  средний  уровень
    выполнения основных движений;
  2. качественные критерии: дети становятся более выносливыми, сильными,
    лучше ориентируются в пространстве, улучшилась быстрота реакции.

 

10.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.


Опыт может быть использован:

  1. инструктором по физической культуре и воспитателями детского сада;
  2. руководителями спортивных кружков для старших дошкольников;
  3. родителями.

 http://sudogda-rmc.narod.ru/index.files/Page387.htm